К обстоятельствам служебной переписки об особом правовом статусе Гагауз Ери

live_komrat.jpg

Комрат прав?

Председатель партии «Возрождение», бывший председатель парламентской комиссии по безопасности Вадим Мишин считает появившееся в прессе мнение руководства СИБа о необходимости лишить Гагаузию права на внешнее самоопределение в случае потери Молдовой суверенитета проявлением некомпетентности и как минимум профессиональной неосторожности, особенно в то время, когда говорится о необходимости деполитизировать силовые ведомства страны. В беседе с корреспондентом НИКА-пресс он, однако, предостерег от критических выводов на этот счет, напомнив, что, во-первых, позиция Службы не носит официальный характер, а появление на свет сибовского документа с сомнительным содержанием требует отдельного изучения, во-вторых, статус комиссии Минюста, созданной, как представляется, для ревизии базовых гагаузских документов, также вызывает сомнения по части ее полномочий.

На вопрос агентства об источниках, через которые власти АТО получили мнение СИБа, в Исполкоме сообщили, что для этого не понадобилось никаких секретных и тем более специальных мероприятий. Весь пакет документов, открывающих истинные намерения властей РМ, отметили здесь, убедил еще и в том, что в Комрате не ошибались, когда высказывали опасения в ответ на явные и скрытые намерения Кишинева довести автономию до уровня обычного молдавского района с последующей ее ликвидацией.

Комментарий агентства

Первоначальные подозрения о тривиальной утечке информации из СИБа прямиком в Комрат, а говоря языком свежего документа от молдавских контрразведчиков, прямиком в логово сепаратистов и предателей родины, основывались на практике.

Во время подготовки «похода на юг» в 1990 году, и особенно в тревожные часы продвижения кишиневских добровольческих отрядов по Гагаузии, оперативная информация к комратским патриотам поступала из республиканских кабинетов исправно. Понимание планов Кишинева на южном направлении позволяло лидерам непризнанной республики контролировать обстановку в регионе, вести предметные разговоры с теми же приднестровцами об оказании помощи (она, как известно, тогда пришла вовремя), быть результативными в информационных баталиях с Кишиневом при поддержке российских СМИ. Со временем выяснилось, что и источники в кишиневской конторе тоже не скупилась на информацию для сепаратистов. Во время политического кризиса на Юге в 2001-2002 года, названным впоследствии «коммунистическим переворотом», власти АТО располагали достаточным объемом данных о кишиневских планах по усмирению «вновь поднимающих голову сепаратистах», о тактике специальных подразделений в день инициируемого из Центра референдума по отставке главы АТО. Голосование, кстати сказать, было сорвано и по этой причине – тайное кишиневское было явным для Комрата. Весной 2002 года южанам не удалось защититься от налета на здание Исполкома и спасти от ареста одного из комратских чиновников – Ивана Бургуджи, руководившего разгромом избирательных участков. Это обстоятельство является лучшим подтверждением ненадежности тогдашнего СИБа, которому перестало верить даже высшее руководство Молдовы, вынужденное привлекать к действиям особого свойства другие, более верные коммунистическому режиму ведомства.

Однако предположения об утечке информации из СИБа, а фактически о сохраняющейся гнилой традиции выдавать (а точнее сказать, продавать) «секреты фирмы», были разрушены мгновенно. Оказалось все куда проще и прозаичнее. Руководство Минюста, готовясь к непривычной для себя работе, явно перегруженной политикой (а местами и геополитикой), решило получить мнения от максимально большего числа министерств и ведомств страны о законе, регламентирующем отношения между Центром и регионом, и о том, что там думают по поводу претензий гагаузов на более широкие полномочия в близком будущем. Все собранные мнения, предложения и оценки и были отправлены без затей и задних мыслей в Комрат с предложением включить в комиссию Минюста представителей Исполкома и Народного Собрания. Отрицательный ответ не заставил себя долго ждать. Это был ответ всем – от министерства сельского хозяйства до того же СИБа, где считают, если говорить вообще, гагаузов «недорезанными сепаратистами», их желания расшириться в полномочиях блажью, а право на самоопределение, внесенного много лет назад в закон об АТО, провокацией. К тому же для официального Комрата полученный пакет документов стал подтверждением его устоявшихся мнений: Кишинев намерен сокращать полномочия АТО до максимального уровня, практически до нуля, и уже подключил к этому все возможные силы.

Что же теперь гадать, какой получится в таком случае разговор на заданную тему.

Подготовлено НИКА-пресс


Дата публикации: Пт 31 Май 2013

© «DNIESTER», 2009-2017.
© РИА «Днестр», 2009-2017.
© Программирование и дизайн: «DNIESTER», 2009.

Поиск на dniester.ru
О проекте РИА «Днестр» 2009-2017.
Архив РИА «Днестр» за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009.
Архив материалов РИА «Днестр» на иностранных языках 2009-2017.