"Шесть пунктов" социалиста Додона

dodon_igor.jpg

К инициативе ПСРМ по восстановлению мер доверия между двумя берегами Днестра

На прошлой неделе лидер Партии социалистов, депутат парламента Игорь Додон выступил с обращением к коллегам по высшему законодательному органу страны, предложив принять ряд мер, способных, на его взгляд, восстановить доверие между сторонами конфликта и создать условия для построения общего с Приднестровьем государства. В интервью агентству НИКА-пресс он, комментируя, в частности, предложение о выпуске общей Книги памяти с указанием имен погибших и пропавших без вести во время конфликта 1992 года, отметил важную роль издания, признающего, с одной стороны, и их невиновность в участии по сути в братоубийственном конфликте, а с другой, – их осознанное выполнение гражданского и человеческого долга в защите родного очага.

Автор обращения отдает себе отчет, что его предложение провести парламентские слушания с участием представителей двух высших законодательных органов, в частности, по созданию единого экономического пространства на обоих берегах, реализовать крайне сложно, однако считает, что без подобных контактов, которые в итоге должны были бы иметь постоянную основу, любые расчеты на перспективы урегулирования превращаются в пустые и безответственные фантазии.

Додон убежден в необходимости приостановления действия Закона парламента РМ от 22 июля 2005 года с последующим пересмотром или корректировкой некоторых его положений, и считает, что такой шаг послужит предложением Тирасполю пересмотреть концепцию внешней политики, направленной на создание независимой республики.

Ранее, напомним, лидер ПСРМ высказывался за разрешение приднестровского конфликта путем федерализации Республики Молдова.

Комментарий агентства

Ни в парламенте, ни в партийном и экспертном сообществах обращение Додона не заметили. Собственно, если автор документа и вся его партия рассчитывала на нечто другое, ну, на хотя бы «давайте поговорим, если уж так неймется», то они явно заблуждались. Никому в Кишиневе сегодня нет никакого дела до урегулирования. К ПСРМ в этих самых сообществах и в том же парламенте отношение, скажем так, соответствующее, и прислушиваются к социалистам, выступающим по «текущим проблемам страны», здесь лишь в силу установленных правил поведения. А приднестровский вопрос в исполнении социалистов это такое гремучее сочетание темы, идеологии и партийных интересов, что весь без исключения парламент сильно раздражается и искренне считает, что правильно поступает.

Коммунисты, считающие свою партию единственной силой, способной решить проблему, а также силой, еще не утратившей такую возможность, и с известными чувствами относящиеся к «Додону-перебежчику», так сказать, первыми не заметили его приднестровские изыски.

Могли бы по причине подготовки совместного общественно-политического проекта проявить солидарность с ПСРМ «единые молдаване», «возрожденцы», «народные социалисты», «патриоты», «регионалы», тоже не раз высказывавшиеся за федерализацию страны и не раз критиковавшие власти за губительную унитарность в подходе к реинтеграции. Но и их молчание имеет свои простые оправдания – каждая из названных организаций, включая и социал-демократов, ищет свои тропинки в приднестровской политике, рассчитывает (в который уже раз и опять ошибочно) на помощь отдельных приднестровских общественников и партийцев в период парламентских выборов на правом берегу.

Левобережье все – и чиновничье, и политическое, и общественное тоже осталось к тексту Додона равнодушным. Здесь любые публичные сомнения в целесообразности пути к независимости опасны, как были опасны публичные сомнения гражданина СССР в возможностях построения коммунизма. Да, скажут сторонники Додона, коммунизм-то так и не построили. Да, ответят им приднестровцы, зато дурдомы были переполнены сомневающимися. Заметим, что недавнее высказывание высокого московского чиновника Губарева о тормозящем эффекте закона РМ от 2005 года было встречено в Тирасполе без особого энтузиазма, чтоб не сказать с подозрениями. Губарев дал понять, что хорошо бы Кишиневу от документа отказаться. В Тирасполе поняли то, о чем он дал понять, и промолчали – отказ Кишинева заставит власти республики проделать нечто аналогичное со своим законодательством. Зато на заявление нового председателя ОБСЕ Кожары о «Приднестровье в составе Молдовы» здесь так затопали ногами – до сих пор гул идет.

С какой целью Додон выступил на неактуальную для сегодняшней Молдовы тему – вопрос. Текст - будто бы написан в середине 90-х. В нем и о националистических силах, стремящихся превратить Молдову в румынскую провинцию, и о разжигании кишиневскими политиками-авантюристами межнациональной вражды, и об этнополитической природе приднестровского конфликта. Предложение издать общую Книгу памяти тоже из тех же времен, когда еще в Кишиневе в ответ на финансовую мощью приезжих экспертов, гарантов и наблюдателей пытались организовать для общественности двух берегов совместные действия, чтобы оттолкнуться от них, как от одной из основ для начала переговоров об условиях примирения. Предлагалось, например, сторонам начать строительство церкви (на высоком правом берегу – напротив Дубоссарского моста), на фундаменте которой затевался молебен в честь погибших на обоих берегах и покаянные молитвы. Никто – ни с правого, ни с левого берегов не принес ни камня. Зато с обоих берегов складно и почти одновременно прозвучал вопрос от молдавских комбатантов и приднестровских защитников: вы нам еще предложите и награды за 1992 год сложить у стен церкви? Хотели быстренько и в угоду политико-финансовым заказчикам примириться, а неожиданно получили ответ на вопрос, что явится точным знаком разрешения конфликта. Ответ этот до сих пор актуален: когда стрелявшие друг в друга молдаване откажутся от наград за стрельбу друг в друга. Тогда-то и стало ясно, насколько далеки берега от мира. С тех пор перемен к лучшему не наблюдалось.

Первый пункт «инициативы Додона» - вот, пожалуй, главное из всего, что в них есть. Отказ Кишинева от июльского закона (2005 года), подразумевающего ответный отказ Тирасполя от результатов референдума сентябрьского (2006 года) «за независимость республики и ее сближение с Россией». Посыл понятен. Данные всенародного опроса игнорировать неприлично, а корректировать их нет ни причин, ни механизмов, однако же и решение парламентариев, избранных на всенародных выборах, тоже – не баран чихнул. И значит, - а не попробовать ли совершить взаимовыгодный обмен, если можно так говорить о документах такого высокого уровня и решительного содержания. Возвращение к так называемому «нулевому варианту» в переговорах сегодня просится опять: переговорщиков хоть в Дублин вози, хоть во Львов – толку от поездок никаких, кроме вновь обнаруживаемых противоречий. А вот возвращение через отказ? Обе стороны, разбуди их ночью, скажут, что они родиной не торгуют и волей народа тоже. Надо думать? Другого не остается. Не воевать же снова – результат-то будет прежним.

Подготовлено НИКА-пресс


Дата публикации: Чт 28 Фев 2013

© «DNIESTER», 2009-2017.
© РИА «Днестр», 2009-2017.
© Программирование и дизайн: «DNIESTER», 2009.

Поиск на dniester.ru
О проекте РИА «Днестр» 2009-2017.
Архив РИА «Днестр» за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009.
Архив материалов РИА «Днестр» на иностранных языках 2009-2017.