Фрагмент Доклада о ситуации в СМИ Молдавии, посвященный Приднестровью

top_cij_moldova_pressa.jpg

Центр независимой журналистики Республики Молдова (Centrul pentru Jurnalism Independent ) презентовал Доклад, посвященный ситуации в СМИ РМ в 2012 году.

Доклад подготовлен Еленой Канду для Центра независимой журналистики (ЦНЖ) при финансовой поддержке Civil Rights Defenders, Швеция.

DNIESTER предлагает вашему вниманию главу, посвященную ситуации в Приднестровье:

Свобода прессы в Приднестровском регионе

СМИ Приднестровья в 2012 году

Сложившаяся на данный момент ситуация в области свободы выражения мнения в приднестровском регионе вызывает разочарование. Если в начале года позиция нового руководства Приднестровья по отношению к СМИ всех форм собственности и к применению норм закона вызывала умеренный оптимизм, то постепенно надежды на правовую регламентацию процессов в медийном пространстве с оглядкой на этические нормы развеялись. Таким образом, к концу 2012 года сформировалось четкое мнение, согласно которому новая непризнанная власть ввела еще более жесткие ограничения на свободу слова и доступ к информации, пытаясь установить полный контроль над СМИ, социальными сетями и интернет-порталами, посвященными обмену мнениями.

• Нарушения прав журналистов

В соответствии с приднестровским „законодательством”, каждый житель региона вправе получать и распространять интересующую его достоверную информацию, в том числе о деятельности органов власти, если такая информация не является „государственной тайной” и не относится к категории „секретной”. Но на деле эти права игнорируются, применяется определенная выборочность по отношению к СМИ, замалчивается реальное положение дел в тех или иных областях. „Государственная” пропагандистская машина работает на полную мощь. И, что интересно, на фоне явного противостояния между „законодательной властью” (Верховный совет) и „исполнительной” (правительство) именно последняя монополизирует доступ к массмедиа и воздвигает новые препятствия на пути появления и развития независимых и частных СМИ.

Таким образом, в соответствии с действующим „законодательством”, регистрация интернет-издания носит уведомительно-разрешительный характер.

Но при попытке зарегистрировать онлайновое СМИ (информационно- аналитический портал) два журналиста получили необоснованный отказ, без всяких объяснений. При этом другое интернет-издание – телеканал „Зеркало ТВ” – получило право на существование.

Кроме того, частные СМИ в Приднестровье лишают аккредитации на публичные мероприятия – и тоже без всякого обоснования. В качестве примера напомним отказ в аккредитации „Телевидению свободного выбора”, местной редакции информационного агентства „Новый регион” и другим приднестровским СМИ для освещения приезда в Приднестровье российского вице-премьера Дмитрия Рогозина в феврале 2012 года.

„Государственные” СМИ также прошли через „чистку” персонала. Так, из центральной газеты региона „Приднестровье” без обоснованных мотивов или объективных причин были уволены все журналисты, освещавшие события объективно. На их место по приказу руководителя соответствующего ведомства планировалось набрать „нужных” людей, парализуя, таким образом, деятельность этого органа печати.

Несколько сотрудников „государственного информационного агентства” „Новости Приднестровья” (бывшая „Olvia-press”) были неожиданно уволены, что является нарушением законодательства. Их вынудили подписать соответствующие заявления, несмотря на то, что, согласно закону, их должны были предупредить о предстоящем изменении формата работы государственного учреждения. В этом случае налицо грубое нарушение Трудового кодекса, в результате которого журналисты лишились работы и поверглись сильному психологическому стрессу.

• Нарушения законодательства

В течение года по мере обострения противостояния между ветвями власти Приднестровья всем медиаучреждениям, оплачиваемым из бюджетных средств, были даны указания не предоставлять депутатам Верховного совета эфирного времени на радио и ТВ, а также тех 300 строк в месяц в соответствующих изданиях, предусмотренных законом о статусе депутата.

В целях монополизации эфирного времени и укрепления пропагандистских позиций путем слияния общественных телерадиоканалов региона была создана “государственная” компания телевидения и радио, которая непосредственно подчиняется лидеру Приднестровья. Таким образом, была похоронена идея создания общественного телевидения на базе „государственного”.

Помимо преобразования „государственных” медиаучреждений, перемены коснулись и электронных СМИ, включая свободные платформы выражения мнения. Популярные ресурсы онлайн контролируются властями с помощью механизмов наблюдения. В частности, приднестровский социальный форум (forum.pridnestrovie.com), способствовавший в 2011 году приходу к власти команды действующего лидера, сейчас подвергается „чистке”. Дискуссии по обсуждению ошибок новой администрации исключены. Этот момент неоднократно отмечали наиболее активные участники форума.

Что касается электронных СМИ, пресса, ставшая в оппозицию к команде действующего приднестровского лидера, неоднократно подвергалась DOS-атакам. Доступ к некоторым приднестровским сайтам был закрыт на левом берегу Днестра. Как признал представитель поставщика-монополиста, это было сделано по указанию властей. До настоящего момента с адресов IP Приднестровья невозможно открыть сайты русского информационного агентства „Днестр” (www.dniester.ru), политолога Романа Коноплева. Кстати, сам он скрывается, по некоторым источникам, в России. За критику в адрес Евгения Шевчука он был подвергнут давлению и преследованию со стороны комитета госбезопасности Приднестровья.

Также запрещен и недоступен сайт агентства новостей „Lenta PMR” (tiras.ru), приближенный к депутату Дмитрию Соину, лидеру партии „Прорыв”, запрещенной и ликвидированной в 2012 году.

Интересна и показательна история сайта информационного агентства „PMRInform”. Он активно заявил о себе в начале 2012 года, предоставляя обществу объективную картину событий на левом берегу Днестра. Но после серии кибернетических атак, спровоцированных, как считают эксперты, правящей командой, доступ к сайту был заблокирован, и граждан лишили этого источника информации. В результате, менеджеры сайта обратились к украинскому партнеру – vesti.ua – с просьбой о предоставлении платформы для размещения таких материалов. Таким образом, доступ к информации заблокированного сайта был восстановлен. Но история этого агентства, которому удалось выжить, не заканчивается на этом. В настоящее время владельцы создали новую платформу - rpinform.com, что дало возможность продолжать работу и предоставлять аудитории информацию о событиях в приднестровском регионе.

Неоднократным атакам и блокированию подвергся сайт авторитетного приднестровского политолога Андрея Сафонова (safonovpmr.com), который стоит на критических позициях по отношению к приднестровской администрации. Сам политолог уверен, что происходящее с его сайтом является частью стратегии „зачистки” приднестровского информационного поля от неугодных СМИ.

• Молдавско-приднестровские отношения в области СМИ

В приднестровском регионе по-прежнему мало газет из Республики Молдова. Эксперты объясняют этот факт тремя причинами. Первая: в период, когда на территории Приднестровья действовала 100-процентная торговая наценка на молдавскую продукцию, в том числе на газеты и журналы, жители Левобережья Днестра перестали покупать правобережные издания – они обходились им слишком дорого. Сейчас молдавские газеты и журналы с трудом возвращаются на приднестровский рынок печатных СМИ. Вторая причина – язык, на котором выходят газеты и журналы. Известно, что на левом берегу Днестра широко распространен русский язык, тогда как румынский язык на латинской графике здесь заменен „молдавским языком на кириллице”. И третий, последний мотив связан с широким и сравнительно дешевым доступом в интернет. Молодежь в возрасте до 35 лет предпочитает электронные СМИ и виртуальные версии изданий: это быстро, выгодно, сравнительно дешево и легко.

Что касается аудиовизуальных СМИ, с начала года в качестве мер по укреплению доверия в переговорном процессе приднестровская сторона предоставила телезрителям свободный доступ (как в формате кабельных сетей, так и в пакетах интернет ТВ) к двум молдавским телеканалам: частному Publika.tv и общественному Moldova 1. Согласно представителю так называемого министерства иностранных дел Приднестровья, существовала договоренность о взаимном обмене эфирным временем. Так, ожидалось, что в пакеты кабельных сетей Правобережья будут включены приднестровские телеканалы. Но в Республике Молдова каналы ТВ Приднестровья не появились.

В ответ приднестровская сторона исключила молдавские каналы из сетки вещания: Publika TV перестала вещать 1 ноября, а Moldova 1 – 1 декабря 2012 года, в результате, жители региона были лишены возможности узнать о происходящих в РМ событиях с экранов телевизоров. Однако это не мешает приднестровцам следить за событиями на правом берегу в Интернет-режиме, посещая, в том числе, сайты тех же каналов Publika TV, Moldova 1 и других электронных СМИ.

Кроме этих мер, в приднестровском регионе начинает набирать размах эфирное телевидение. Развернут экспериментальный проект „Народное телевидение”. Предполагается, что в ближайшие два года переход на новую систему телевещания обеспечит всем жителям Приднестровья просмотр 15-16 бесплатных цифровых ТВ-каналов. От зрителей потребуется лишь приобрести декодер DVB-T, поставками которого в регион уже занимается частная фирма.
Не исключено, что благоприятным результатом проекта станет и включение одного из телеканалов Молдовы.

• Тенденции медиапространства в приднестровском регионе

В ходе наблюдения за событиями в информационном поле Приднестровья напрашиваются определенные выводы, которые позволят обозначить тенденции развития СМИ региона. Во-первых, налицо четкое разделение СМИ на „свои” (которые близки к команде действующего лидера и восхваляют ее действия) и „чужие” (те, которые критикуют непопулярные и непрагматичные действия администрации).

Во-вторых, идет процесс активного создания пресс-служб и открытия сайтов всех органов власти („министерств”, „департаментов”, „госадминистраций”). Прежде их не было. Журналисты выражают надежду, что в перспективе на таких сайтах можно будет найти информацию о расходе бюджетных средств и
участвовать в дискуссиях по принятию ряда решений.

В-третьих, очевидна концентрация самых влиятельных информационных ресурсов в руках администрации.

В-четвертых, в положительном контексте можно говорить о том, что в 2012 году, впервые в истории региона, государственная служба связи, информации и СМИ попыталась вынести на всеобщее обсуждение новый вариант закона о средствах массовой информации. Проект был направлен представителям медиасообщества для изучения и внесения предложений. Время покажет, будут ли предложения журналистов-практиков приняты во внимание при подготовке окончательного варианта законопроекта.

И, в-пятых, затруднился доступ к информации. Все „государственные агентства” требуют письменные запросы на получение любой информации, что затягивает время на подготовку материалов. Нередки отписки по тому или иному обращению. В этом смысле администрация приняла решение, одобренное лидером региона, согласно которому за отписку и запоздалый ответ должностным лицам грозит административная ответственность. Но прецедентов пока не отмечено.

Журналистская практика покажет, заработает ли этот закон или же, как многие другие, останется только на бумаге.

"Доклад о ситуации в СМИ Республики Молдова в 2012 году":

* на русском языке (PDF)

* на английском языке (PDF)

* на румынском языке (PDF)


Дата публикации: Ср 20 Фев 2013

© «DNIESTER», 2009-2017.
© РИА «Днестр», 2009-2017.
© Программирование и дизайн: «DNIESTER», 2009.

Поиск на dniester.ru
О проекте РИА «Днестр» 2009-2017.
Архив РИА «Днестр» за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009.
Архив материалов РИА «Днестр» на иностранных языках 2009-2017.