Укроинтеграция. Шансы Молдавии и Приднестровья

top_ukraina_devushki.jpg

Автор: Роман Коноплев.

Накануне лидер Приднестровья дал интервью газете «Комсомольская правда». Оптимизму тираспольского начальника можно было бы возрадоваться – в очередной раз, например, им был триумфально поднят вопрос необходимости строительства гражданского аэропорта на базе военной взлётной полосы близ Тирасполя, которую сейчас используют для своих нужд российские военные.

Одна небольшая деталь – российское ИА «Росбалт» сообщило на днях, что россияне, прежде чем использовать эту замечательную полосу в своих военных целях, спросили разрешения у властей Молдовы, а затем её как следует починили. Теперь россияне собираются что-то там эвакуировать, причём пробный рейс совершался не напрямую, а через Кишинев, дабы соблюсти формальности по таможне. Как в эту схему взаимодействия вписывается Евгений Шевчук, представить себе сложно. Вряд ли он сильно доволен таким течением событий. Оно, кстати, демонстрирует подлинную суть отношений между Москвой и Тирасполем, не ту, которая отражается в медийном контенте. Главный начальник ПМР мечется где-то под ногами у российских военных, а параллельно раздаёт всевозможные интервью о том, насколько желательно было бы Тирасполю иметь собственный гражданский аэропорт. Что на самом деле происходит там, в кулуарах, сказать сложно. Российские военные скупы на комментарии – их нет вовсе. Подчинённые Шевчука в соцсетях старательно изображают заботу о российских военных, дескать, «их как следует охраняют, чтобы взлётную полосу коровы не загадили». Представляется такое Приднестровье – республика, полная диких коров, которые ходят туда-сюда, и ждут своего часа, чтобы положить лепёшку прямо на взлётную полосу российской транспортной авиации, дабы не вывезла она своих боеприпасов. А тут – часовые, раз, помахали корове автоматом, она и пошла в другую сторону себе. По снежному полю.

Касаемо обширных оптимистичных планов главы ПМР по поводу аэропорта, и интервью в целом, оно значительно «просело» на фоне мрачных сообщений из Приднестровья, связанных с бессилием властей очистить улицы от снега. Местные наблюдатели даже умудрялись язвить, дескать, снег был подкуплен Антюфеевым, Ткаченко и другими «бывшими», дабы испортить светлый праздник жизни Шевчуку. Быть может, даже Ионова пожертвовала парой золотых слитков, черкнув из тюрьмы соответствующу записку, чтобы дать взятку снегу! Вот подкупленный снег со всем своим коварством подкрался, и вдарил по рейтингу «вождя народа Приднестровья».

Бывает – рассуждаешь о высоких материях, неаккуратно раскладывая на уши лапшу об аэропортах международных, инвестициях и Таможенном союзе с евразийством, а тут – бац, и снег пошел! И выясняется, что в наличии – пара советских тракторов и пара сотен солдат-срочников с лопатами, которых можно заставить бесплатно поработать за отсутствующую технику. Назад, к рабовладельческому строю. Люди ломают ноги, снег в конце концов и крышу на бендерском рынке провалил… Кстати, рынок в Бендерах - это муниципальная собственность, не частная. Хорошо, что не погиб никто. Иначе точно пришлось бы что-нибудь выдумывать, вроде как это диверсия неких кровожадных оппозиционеров или провокация владельцев заблокированных в Приднестровье Интернет-порталов.

В других уголках планеты для борьбы со снегом имеется в распоряжении местных властей специальная техника. Она, конечно, дорого стоит. Но точно дешевле международного аэропорта. И если эти люди не смогли справиться со снегом, представьте, что таки будет с тем аэропортом, и кто будет иметь смелость оттуда летать!

Ещё одной региональной темой является какой-то массовый «наскок» на Плахотнюка. Это молдавский олигарх с хорошими связями в Румынии, который, дескать, с точки зрения всех без исключения оппозиционеров мешает Молдове развиваться. Всё больше и больше публикаций о том, как бы без него и без его участия в политике Молдова зажила себе спокойно.

Тут всё объяснимо. Альянс за евроинтеграцию – это политический фундамент, на котором строится Молдова, отличная от той, которая строилась при коммунистах. Это нечто иное, нежели строилось при ПКРМ. Чтобы понять, о чём идёт речь, нужно смотреть мировые рейтинги по инвестиционной привлекательности, коррупции, и так далее. Кому интересно – ищите и сравнивайте. Фигуры в АЕИ могут вызывать разную реакцию – насмешки, раздражение. Можно посмеяться над очередной неудачной шуткой Гимпу или потешиться над Лупу, или сравнить интеллектуальный уровень Филата с комбайнёром. Очевидно, другое, - Молдова получила хоть какую-то положительную динамику в последние годы. Оставаясь, конечно, на отшибе, но всё же.

Если гражданам Молдовы нужна инвестиционная активность, рабочие места, - нужно следить за мировыми рейтингами, а не за лозунгами. Если вместо АЕИ у власти окажутся другие, - это будет Альянс не за европейскую, а за украинскую интеграцию. АУИ. Альянс за Укроинтеграцию! Вот что будет! Даже если на людях они будут чего-то там обещать про Таможенный союз и Евразийское пространство. Это всё демагогия, у Молдовы нет границы с Россией, и в ближайшее время её появление не предвидится. То есть, если АЕИ рухнет, при оппонентах АЕИ Молдавия по всем параметрам будет приближаться не к ЕС, а к Украине – примерно то же, что и сейчас, но побольше бандитов во власти, побольше политических преследований и пыток, побольше контрабанды. В чистом виде – «приднестровизация Молдовы». Хотите увидеть, как будет выглядеть Молдова без АЕИ? Поезжайте в Бендеры! В Приднестровье же на последних выборах как раз победила примерно такая политическая сила! С бандитами, контрабандистами и демагогами – при ужасающих тюрьмах, с посаженными за какую-нибудь наклеенную листовку, и ошмётках советской коммунальной инфраструктуры. А уж как эти бандиты, контрабандисты и демагоги любят поговорить о ценностях Таможенного союза и евразийства… Заслушаешься!

И, напоследок, хотелось бы остановиться на отдельной категории московских политологов, которые пытаются преподать Кремлю идею, как утвердиться на юго-западном направлении.

Эта группа лоббистов продвигает концепцию «витрины для Молдовы».

Дескать, четырех с лишним миллиардов, которые уже утекли на обслуживание ПМР, недостаточно было для построения «витрины». Значит нужно вложить, например, ещё сорок. Миллиардов долларов. И уж тогда-то «витрина» точно получится, граждане Молдовы обзавидуются, и присоединят Правобережье к Приднестровью. Следует напомнить, что построение витрины на сегодняшний день привело к тому, что приднестровская элита последние 10 лет, пока российский налогоплательщик несёт расходы, Москвой не контролируется. И Москву эта элита неоднократно посылала, в том числе и матерными выражениями. За одну лишь просьбу отчитаться о расходах.

В Тирасполе количество внедорожников на фоне стареньких автомобилей значительно выше любого российского региона. Большинство граждан России, проживающих в Приднестровье, - пенсионеры, лишенные элементарного медицинского ухода, с нищенской пенсией и непомерными по меркам их доходов коммунальными тратами. Это граждане России, живущие в ситуации гуманитарной катастрофы при сверхдоходах местной бизнес- и политической элиты, как правило имеющей во внутренних карманах не только российский паспорт, но и украинский, молдавский, а также румынский или греческий.

Вложить в очередное поколение этой мутной элиты ещё, например, 40 миллиардов из-за довольно призрачных амбиций - думаю в России найдётся много людей, которые захотят задать вопросы Кремлю – зачем нужна эта «витрина», если в отдельно взятой Брянской, Ивановской и многих других областях Центральной России инфраструктура не значительно лучше, чем в Приднестровье? При этом из Приднестровья в Россию уже переехало из 750 тысяч жителей примерно тысяч 400, а ещё тысяч 50 в стадии переезда. Такова динамика. Переезжают не только русские, но и представители других местных национальностей. И переезжают они, в основном, в Россию. Мне не понятно, почему, например, эти миллиарды не потратить на благоустройство провинции в Центральной России, и не построить там для российских пенсионеров из Приднестровья какие-нибудь коттеджи, не помочь с работой молодежи. Никто не помешает отследить коррупционную составляющую этой идеи. И люди будут рады, что о них не забыли. Будут получать российскую пенсию, будут работать на российскую экономику.

Россия очень большая и богатая страна. Наверняка там не скоро переведутся желающие подоить бюджет, оправдывая его теми или иными масштабными прожектами. Есть ли уверенность, что разговоры о «геополитическом продвижении» не окажутся очередным шарлатанством, как уже много раз случалось? И кто, в конце концов, должен нести ответственность за такого рода просчёты? Особенно, если в итоге Молдову и Приднестровье будет ждать не евразийская, а всего лишь украинская интеграция.

* * *

Роман Коноплев – приднестровский и российский публицист и политаналитик. С 1978 г. по 11 апреля 2012 г. проживал в Приднестровье. Окончил Международный институт экономики и права (Москва) и Брянский государственный технический университет. Участвовал в деятельности оппозиционных движений в РФ.

Дата публикации: Сб 2 Фев 2013

© «DNIESTER», 2009-2017.
© РИА «Днестр», 2009-2017.
© Программирование и дизайн: «DNIESTER», 2009.

Поиск на dniester.ru
О проекте РИА «Днестр» 2009-2017.
Архив РИА «Днестр» за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009.
Архив материалов РИА «Днестр» на иностранных языках 2009-2017.