Что происходит в Гагаузии? Интервью Бургуджи

top_gagauzia.jpg

Иван Бургуджи, Председатель постоянной комиссии Народного Собрания Гагаузии по правам человека, законности и правопорядку (Гагаузия, Молдавия):

- Иван Георгиевич, мало кто за пределами Гагаузии знает, что там происходит сегодня. Кто-то постоянно протестует – но непонятно по какому поводу. Кто-то с тем же постоянством ругает Михаила Формузала – но Формузал всё-таки побеждает на выборах. Понятно, что , там совершенно иной, отличный от Молдовы расклад политических сил – но кто за что и против кого выступает стороннему наблюдателю понять трудно. Обрисуйте, пожалуйста, ситуацию в автономии в целом.

- Ситуация в Гагаузии в целом похожа на ситуацию в других регионах Молдовы, но, несомненно, имеет и местные особенности.

Во-первых, как и по всей Молдове, в автономии идет процесс «вымывания» трудоспособного и предприимчивого населения. Грамотные, квалифицированные и работящие люди всех возрастов, те, кто, собственно, и составляет костяк, становой хребет гагаузского народа вынуждены – отнюдь не от хорошей жизни – уезжать за пределы страны в поисках заработков. Постепенно они осваиваются на новом месте, находят постоянную работу и переезжают с семьями уже на постоянное место жительство. А в Гагаузии остаются одни дети, старики и больные. Население убывает, села пустеют. Людям просто нечем заниматься, нет работы, не на что жить!

Между тем, Исполнительный Комитет (Правительство) Гагаузии, во главе с Михаилом Формузалом, за прошедшие 6-ть лет не реализовал на территории автономии ни одного крупного проекта, связанного с появлением новых рабочих мест. Напротив, исполнительная власть Гагаузии активно содействует нашим гражданам в получении болгарского гражданства и выезде на ПМЖ. Причем, гагаузов, оформляющих документы на получение болгарского гражданства, заставляют указывать в документах, что они по национальности не гагаузы, а болгары, так что скоро на этой территории число лиц, считающихся болгарами превысит число тех, кто числится гагаузом.

Ещё одним шагом исполнительной власти во главе с М.Формузалом, вызывающим критику в её адрес, стала реализация на территории Гагаузии плана т.н. оптимизации образования, реализуемого кишиневскими властями по всей Молдове. На практике это означает закрытие средних школ на местах – с тем, чтобы дети ездили учиться в более крупные школы находящиеся на значительном отдалении от места их жительства. На мой взгляд, это означает дебилизацию подрастающего поколения Гагаузии. При этом, Формузал идет на поводу у Кишинева даже не пытаясь воспользоваться правами, гарантируемыми законом Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и Уложением (Основным законом) Гагаузии, согласно которым, принятие закона об образовании, а также разработка и реализация программ в области образования, обязательных для исполнения на территории Гагаузии относятся к исключительной компетенции властей автономии.

Вот почему господина Формузала и ругают на все лады, на мой взгляд, совершенно обоснованно.

Его ругают за то, что г-н Формузал неизменно подыгрывает кишиневским властям вместо того, чтобы отстаивать интересы Гагаузии, опираясь на права, предоставленные ей в рамках автономии. Что касается его победах на выборах, то оно, скорее следствие подковерных игр, чем реальной народной поддержки. Так, второй свой срок г-н М.Формузал «башканит» в Гагаузии не в результате реальной победы на всеобщих выборах, а в связи с фактическим назначением его на должность Башкана Гагаузии И.О. Президентом Республики Молдова, председателем демократической партии Молдовы г-ном М.Лупу. Только так можно охарактеризовать ситуацию, когда до того, как были утверждены результаты выборов, при официально зафиксированных шести тысяч пятистах нарушениях со стороны команды Формузала, Лупу издал Указ о назначении Формузала членом Правительства Республики Молдова, как Башкана Гагаузии. То, что впоследствии официальным Кишиневом это фактическое назначение своего ставленника Башканом Гагаузии было отретушировано судебным вердиктом, не меняет сути дела, поскольку судебное решение фактически было предопределено всутпившим в силу Указом и.о.Президента Республики Молдова.

А вот выборы депутатов Народного Собрания Гагаузии показали настоящий уровень поддержки М.Формузала. Его сторонники даже не смогли набрать мандатов, чтобы образовать депутатскую фракцию в нашем парламенте.

Г-н М.Формузал неоднократно и публично заявлял о том, что депутаты НС Гагаузии – это «политические тушки, которые продаются оптом и в розницу». Подобные высказывания оскорбительны не только для самих депутатов НС, но и для граждан Гагаузии, их избравших. Но недовольство Формузала понятно. За время своего башканства он привык обращаться с нормами Основного закона Гагаузии, как с уличной девкой. И то, что новы состав НС Гагаузии может попытаться вернув его в рамки правового поля, Формузала, естественно, беспокоит.

- Вы можете сказать сегодня, что какая-то из молдавских партий, представленных в парламенте, последовательно защищает право гагаузов на автономию? Именно последовательно, при любом раскладе сил, и будет защищать их и у власти и в оппозиции?

- К сожалению, не только в Парламенте, но и в целом в Республике Молдова, на сегодняшний день нет такой общереспубликанской партии. Те представители гагаузской национальности, которые попадают в Парламент Республики Молдова по спискам различных политических партий, к сожалению, не являются представителями Гагаузии. Они в первую очередь являются представителями той политической силы, по спискам которой они прошли в Парламент и действуют в её интересах.

Выходом из ситуации, на мой взгляд, могло бы стать предоставление Гагаузии соответствующей квоты в Парламенте Республики Молдова, избираемой на территории Гагаузии по одномандатным округам, согласно Лундским рекомендациям, ратифицированными Парламентом Республики Молдова. Но власти Молдовы не желает реализовывать на практике, подписанные ими же международно-правовые акты.

Таким образом, права и полномочия Гагаузии зафиксированы только на бумаге, но не существуют в реальности. Нормы закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» от 23 декабря 1994 года до сих пор не исполняются в полном объеме и не введены в действие. Мало того, Парламентом и Правительством Республики Молдова продолжают приниматься законы и нормативные акты, не учитывающие существование закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», а порою и прямо противоречащие нормам указанного закона.
Между тем, в Молдове не может быть принят ни один закон или нормативный акт, противоречащий нормам указанного закона, являющегося по значимости вторым после Конституции Республики Молдова - поскольку в него можно вносить изменения и дополнения, в отличие от остальных законов, лишь голосами 3/5 избранных депутатов Парламента Молдовы. Но эта норма – о соответствии новых законов закону об особом правовом статусе Гагаузии не исполняется: свежим примером такого рода является рассматриваемый ныне в Парламенте, и уже одобренный Правительством Молдовы законопроект «О полиции». Этим законопроектом незаконно аннулируются права и полномочия Гагаузии по линии МВД, и ликвидируется УВД Гагаузии.

Другой пример: очередная попытка министерства просвещения Молдовы запретить изучать в учебных заведениях Гагаузии историю, традиции и культуру гагаузского народа, якобы из-за перенасыщенности учебных программ. Здесь министерство просвещения Молдова превышает свои полномочия и демонстрирует нежелание исполнять законы Республики Молдова. К сожалению, подобные действия Кишинева не встречают адекватной реакции в Комрате. Очень жаль, что руководитель управления образования Гагаузии г-жа Вера Балова не осознала до сих пор, что имеющиеся права и полномочия Гагаузии надо реализовывать самим, а не пытаться на очередных встречах с главой Минпросвета РМ г-жей Майей Санду просить и вымаливать то, что Гагаузии принадлежит по праву и по закону.

- То есть, Молдова, последовательно ведет наступление на права автономии, а та лишь обороняется в своих границах? Не имея за их пределами ни нормального выхода в СМИ ни возможности как-то оказать влияние на республиканские власти - поскольку региональные гагаузские партии, по известному, закону не имеют хода в парламент, а среди партий общемолдавских последовательных союзников гагаузов нет: их все по очереди используют - и все затем кидают?

Вы совершенно правы. Как тут не вспомнить, какой процент голосов дала Гагаузия в пользу ПКРМ в 2001, приведя её к абсолютной власти в Молдове, и чем все это для неё кончилось. Об этом, на мой взгляд, не стоит забывать ни при каких обстоятельствах.

- Как партии входящие в парламент Молдовы представлены в НС Гагаузии и как ведут себя их представители? Как соотносятся основные команды в НС и партии в молдавском парламенте? С кем из молдавских парламентских партий в настоящее время союзничает Михаил Формузал?

В Народном Собрании Гагаузии представлены четыре партии, входящие в Парламент Республики Молдова: партия коммунистов Молдовы (ПКРМ), либерально-демократическая партия Молдовы (ЛДПМ), демократическая партия Молдовы (ДПМ) и партия социалистов Молдовы (ПСМ) . Официально сформированы две депутатские фракции: это фракция ПКРМ, насчитывающая 7 депутатов (пять депутатов-коммунистов и два независимых депутата) и фракция ЛДПМ, насчитывающая 5 депутатов (два депутата-ЛДПМовца и трое независимых депутатов).

Хотя ДПМ официально и не сформировала в Народном Собрании депутатскую фракцию, она фактически представлена в Народном Собрании Гагаузии, избранными в качестве независимых при поддержке общественного движения «Новая Гагаузия» и вступившими ныне в ряды ДПМ.

Если говорить о соотношении основных команд в Народном Собрании и партий в молдавском парламенте, то следует отметить, что в Народном Собрании представлены представители двух оппозиционных парламентских партий (ПКРМ и ПСМ) и двух партий, входящих в Альянс-2, а также независимые депутаты.
Что касается М.Формузала то он неоднократно менял своих союзников. В настоящее время Формузал находится в тесных союзнических отношениях с либерально-демократической партией Молдовы и её лидером г-ном В. Филатом, продвигая имидж и программные установки данной партии на территории Гагаузии и используя для этого возможности и ресурсы общественного движения «Единая Гагаузия».

В свою очередь, делегаты третьего съезда общественного движения «Новая Гагаузия» приняли решение об объединении своего движения с демократической партией Молдовы (ДПМ). Большинство членов ОД «Новая Гагаузия», вслед за её лидером, примаром муниципия Комрат Николаем Дудогло вступили в ряды ДПМ.

Отличие в действиях двух общественных движений Гагаузии и их лидеров состоит в том, что г-н М.Формузал, вовсю сотрудничая с партией ЛДПМ В.Филата и продвигая уставные и программные ценности данной партии на территории Гагаузии, старается это делать тайно. А господин Н.Дудогло, в отличие от М.Формузала, открыто объявил, что ОД «Новая Гагаузия» объединяются с общемолдавской партией ДПМ, чтобы выйдя на республиканский уровень стараться защищать права и полномочия Гагаузии, решать социально-экономические и этнокультурные проблемы гагаузского народа. Такая позиция и её открытость мне импонирует.

В настоящее время, с подачи г-на М.Формузала в Гагаузии фактически началась информационная война по очернению сторонников Николая Дудогло. Все действия и решения, принимаемые НС Гагаузии, огульно и бездоказательно объявляются принятыми по указке руководства ДПМ и лично Влада Плахотнюка. К примеру, избрание руководства НС и председателей профильных комиссий в подконтрольных Формузалу СМИ преподносится как проплаченное руководством ДПМ. Принятие - с преодолением вето Башкана - закона «О Регламенте Народного Собрания Гагаузии» было объявлено «продажей депутатами НС интересов Гагаузии». Список примеров можно продолжать и продолжать. М.Формузал и его сторонники, объединяясь с представителями ПКРМ, действуют по известному принципу Йозефа Геббельса: «чем чудовищнее ложь, тем быстрее в него поверят». Уже дошло до того, что объявили, что и меня объявили «продавшимся Владу Плахотнюку, известному олигарху Молдовы и вице председателю ДПМ за кругленькую сумму американских долларов». Сумму правда не называют – а жаль, было бы интересно. Пользуясь случаем хочу заявить: да, я уважаю г-на Плахатнюка за его открытость и смелость, а также за защиту государственности Молдовы. Хотя и не являюсь членом ДПМ, оставаясь, как и раньше, независимым депутатом.

- На какой позиции сегодня находитесь Вы сами? Какие инициативы Вы поддержали до сих пор в Народном Собрании?

- Я избирался в Народное Собрание от села Кириет-Лунга, как независимый депутат, и продолжаю таковым оставаться по настоящее время. Я не вхожу, в настоящее время, ни в какие партии или фракции и голосую руководствуясь совестью и здравым смыслом. Я голосовал, к примеру, за избрание руководства Народного Собрания Гагаузии и его профильных комиссий, потому что считаю их разумными, голосовал за принятие закона АТО Гагаузия «О бюджете Гагаузии». Участвовал в разработке новой редакции закона АТО Гагаузия «О Регламенте Народного Собрания Гагаузии» и могу сказать, что никто не давал никаких указаний, как и что вносить в содержание данного закона, никто никого не подкупал, все делалось в интересах Гагаузии и в рамках полномочий Народного Собрания Гагаузии. А всякого рода инсинуации и грязь, льющаяся со стороны г-на М.Формузала и его сторонников, словно из рога изобилия, на мой взгляд, является лишь банальной попыткой отвлечь внимание общественности и депутатов от противоправных деяний, совершенных самим г-ном М.Формузалом и его окружением.

- Вы, как независимый депутат Народного Собрания Гагаузии можете быть командным игроком?

Да. Могу быть командным игроком и голосовать в команде, как это делал до сих пор, если принимаемые решения идут на укрепление статуса и полномочий Гагаузии и улучшение социально-экономического благосостояния народа Гагаузии.


Дата публикации: Сб 26 Янв 2013

© «DNIESTER», 2009-2017.
© РИА «Днестр», 2009-2017.
© Программирование и дизайн: «DNIESTER», 2009.

Поиск на dniester.ru
О проекте РИА «Днестр» 2009-2017.
Архив РИА «Днестр» за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009.
Архив материалов РИА «Днестр» на иностранных языках 2009-2017.