Очередной меморандум по урегулированию конфликта на Днестре

live_byk.jpg

Документ, согласно планам его авторов, уже направлен для изучения...

Руководители и эксперты большой группы неправительственных организаций Молдовы представили проект Меморандума о разрешении приднестровского конфликта и фундаментальных принципах по государственному строительству РМ с учетом достигнутых (возможно) договоренностей по условиям реинтеграции страны. Как отмечено в преамбуле документа, «содержание Меморандума обеспечивает базовые принципы разрешения приднестровского конфликта; дает представление о структуре объединенного государства РМ и условиях особого статуса Приднестровья, представительстве Приднестровья в центральном публичном руководстве, о нейтралитете и этапах демилитаризации; показывают подходы к состоянию Зоны безопасности, принципы формирования вооруженных сил, решение комплекса вопросов, относящихся к государственной границе РМ, и о гарантиях».

Документ, согласно планам его авторов, уже направлен для изучения во все официальные структуры власти РМ, в частности, в занятые проблемами реинтеграции. Именно это обстоятельство назвал один и авторов Меморандума кишиневский политолог Корнел Чуря положительным и дающим, кроме всего, основания надеяться, что его судьба окажется более удачной, чем аналогичный текст под названием «План три «Д», также рожденный в недрах кишиневских НПО, но оставленных без ожидаемого внимания и властей РМ, и переговорщиков с обеих сторон, и зарубежных участников формата «5+2» .

На вопрос НИКА-пресс, рассматривается ли авторами Меморандума обсуждение его и с участием представителей гражданского общества Приднестровья, Чуря ответил положительно, отметив, однако, что такая форма работы над текстом должна быть тщательно подготовлена, решительным образом лишена торопливости и отчасти известных иллюзий.

По понятным причинам официальный Тирасполь никак не отреагировал на работу кишиневских экспертов. Здесь только изредка вспоминают о «Московском меморандуме» (1997 года) и лишь о той его части, которая предусматривает право непризнанной республики на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. А о «Меморандуме Козака» вообще предпочитают говорить как об устаревшем, поскольку он предусматривал фактическую федерализацию Молдовы.

В свою очередь тамошние эксперты ехидно назвали новый Меморандум односторонним, намекнув тем самым, что именно по этой причине молдавский документ от 2005 года об условиях урегулирования конфликта изначально не имел никаких перспектив и заслуженно считается сегодня мертвой бумагой.

Актуальные цитаты

Меморандум о разрешении приднестровского конфликта (Основные направления)

Базовые принципы разрешения.

Разрешение приднестровского конфликта должно осуществляться исключительно мирным путем, посредством переговоров. Приднестровье будет представлять собой территориальную автономную единицу с широкими полномочиями в различных областях с собственной региональной законодательной базой, которая не вступает в противоречия с Конституцией и законами Республики Молдова. Окончательное разрешение приднестровского конфликта и воссоединение РМ предполагает вывод войск, вооружения и боеприпасов иностранной армии с территории страны, а также ликвидацию Зоны безопасности.

Структура воссоединенной РМ и специальный юридический статус Приднестровья.

Административные границы Приднестровья будут определены соответствующим законом и смогут быть изменены парламентом Республики Молдова только после проведения консультаций между центральными властями и властями Приднестровья. Избрание органов власти Приднестровья будут подготовлены в соответствии с настоящим Меморандумом и международным Законом о выборах под наблюдением ОБСЕ, мониторинге Еврокомиссии и в соответствии с законодательством Республики Молдова.

Представительство Приднестровья в центральных органах власти.

Приднестровье будет наделено самым высоким политическим представительством в объединенном государстве, в парламенте Республики Молдова и во всех центральных руководящих органах Республики Молдова (правительстве, Конституционном суде, Высшем совете магистратуры, Счетной палате, Координационном совете по аудиовизуалу, Центральной избирательной комиссии, Генеральной прокуратуре, Службе информации и безопасности).

Нейтралитет и демилитаризация.

Параллельно с вступлением в силу настоящего Меморандума, возобновляется эвакуация и/или ликвидация боеприпасов с существующих складов, находящихся на территории Приднестровья, ликвидация устаревших боеприпасов, находящихся на вооружении в Вооруженных силах Республики Молдова, и обеспечение безопасности жителей прилегающих территорий; процесс должен завершиться к концу 2014 года.

Зона безопасности.

Зоне безопасности известны поэтапные процессы по изменению механизма функционирования при безоговорочных поэтапных изменениях, представленных ОКК и смешанных миротворческих сил до ликвидации зоны со специальным юридическим режимом и возвращению территорий и граждан, находящихся под этой юрисдикцией, в конституционное поле Республики Молдова, процесс, который должен завершиться в конце 2018 года и в соответствии со Ст.23 и 24 настоящего Меморандума.

Вооруженные силы и государственные границы Республики Молдова.

В рамках объединенного государства Республика Молдова, до конца 2016 года формируются единые Национальные вооруженные силы как часть Вооруженных сил страны, и осуществляется создание достаточных военных сил для обеспечения военной безопасности государства. Для этого международная Миссия гражданских и военных наблюдателей РМ будет наделена полномочиями распустить военные и военизированные формирования приднестровского региона, распорядиться вооружением и располагаемой техникой.

Гарантии.

После подписания настоящего Меморандума, в случае, если окончательное разрешение приднестровского конфликта не будет иметь место в соответствии с Положениями настоящего документа или какая-либо часть участников формата 5+2 не будет выполнять свои обязательства в соответствии с настоящим Меморандумом, Республика Молдова может отказаться от своего нейтрального статуса и пересмотреть свою стратегию по обеспечению безопасности. Для обеспечения выполнения предусмотренных пунктов Меморандума и обеспечение функционирования воссоединенного государства РМ учредит Фонд Реинтеграции как финансовый инструмент, который будет включать в себя государственные взносы при установлении квоты из национального бюджета, а также международных вливаний и взносов от потенциальных доноров.
* * *
Представительство Приднестровья в центральной публичной администрации.

Ст. 16 из основного текста Меморандума

Приднестровье будет представлено во всех органах центральной публичной администрации РМ:

а) Правительство Республики Молдова. Руководитель исполнительной власти Приднестровья является членом правительства Республики Молдова.

б) Конституционный суд. Один из членов Конституционного суда назначается парламентом РМ по предложению законодательного органа Приднестровья.

в) Высший Совет магистратуры. Председатель суда из Тирасполя является полноправным членом Высшего Совета магистратуры.

г) Счетная палата. Один из членов Счетной палаты назначается парламентом РМ по предложению законодательного органа Приднестровья.

д) Координационный Совет по аудиовизуалу. Одни из членов КС по аудиовизуалу назначается парламентом РМ по предложению законодательного органа Приднестровья.

е) Центральная избирательная комиссия. Одни из членов ЦИК назначается парламентом РМ по предложению законодательного органа Приднестровья.

ж) Генеральная прокуратура. Прокурор Приднестровья назначается генеральным прокурором РМ по предложению законодательного органа Приднестровья. Вместе с тем, прокуроры территориальных административных единиц Приднестровья назначаются генеральным прокурором РМ по предложению прокурора Приднестровья. Прокурор Приднестровья назначается членом Высшего Совета прокуроров.

з) Служба информации и безопасности. Начальник Департамента Службы информации и безопасности Приднестровья назначается директором СИБ РМ. Начальник Департамента СИБ Тирасполя является действительным членом Коллегии СИБ РМ, утверждаемый Декретом президента РМ.

Подготовлено и перевод с румынского: НИКА-пресс


Дата публикации: Сб 22 Дек 2012

© «DNIESTER», 2009-2017.
© РИА «Днестр», 2009-2017.
© Программирование и дизайн: «DNIESTER», 2009.

Поиск на dniester.ru
О проекте РИА «Днестр» 2009-2017.
Архив РИА «Днестр» за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009.
Архив материалов РИА «Днестр» на иностранных языках 2009-2017.