Гагаузская автономия может отказаться от участия в выборах

Законодательный спор между Кишиневом и Комратом.

В Гагаузии приняли постановление, в тексте которого говорится о возможном отказе автономии от участия в общемолдавских выборах. DNIESTER приводит полный текст документа:

О неправомерности проверки на законность судебными инстанциями
общей юрисдикции Республики Молдова законов и постановлений,
принятых Народным Собранием Гагаузии

Рассмотрев материалы о неправомерности проверки на законность судебными инстанциями общей юрисдикции Республики Молдова законов и постановлений, принимаемых Народным Собранием Гагаузии,
Народное Собрание Гагаузии констатирует, что Республика Молдова по форме государственного устройства является унитарным государством, имеющим в своем составе национально-территориальную автономию – автономное территориальное образование Гагаузия (Гагауз Ери), компетенции которой определены Конституцией и законом Республики Молдова № 344-XIII от 23 декабря 1994 года «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)».
Народное Собрание Гагаузии отмечает, что в конституционно-правовой литературе под территориальной автономией понимается такая самоуправляемая административно-территориальная единица, которая обладает определенной долей самостоятельности в рамках Конституции страны и/или специального закона. При этом решения органов публичной власти или населения этой единицы, принятые в пределах прав, установленных Конституцией и/или законом, не могут быть отменены органами государства.
Народное Собрание Гагаузии подчеркивает, что специальным органическим законом Республики Молдова № 344-XIII от 23 декабря 1994 года «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» выделена специальная «законодательная ниша» (по вопросам, переданным в автономные полномочия АТО Гагаузия, и имеющим юридическую силу только на территории Гагаузии) в законодательстве Республики Молдова под законы Гагаузии, которые по своему конституционному статусу для территории автономного территориального образования Гагаузия имеют равный правовой статус с органическими и ординарными законами Республики Молдова, и более того, в случае противоречия органических и ординарных законов Республики Молдова указанному специальному органическому Закону страны - законы Гагаузии, принятые в правовых рамках действия указанного специального органического закона Республики Молдова имеют на территории Гагаузии приоритет над органическими и ординарными законами Республики Молдова в юридическом применении их на территории Гагаузии (См. второе предложение пункт (f) статьи 18 Заключение Венецианской комиссии №191/2001 от 21 августа 2002 года).
Таким образом законы АТО Гагаузия не могут подвергаться проверке судебными инстанциями на их законность, поскольку законы АТО Гагаузия являются законодательными производными указанного специального органического закона Республики Молдова и по определению не могут противоречить ему и соответственно находятся под его конституционно-статусными гарантиями. Законы и иные нормативные акты, принятые Народным Собранием Гагаузии, лишь детализируют, территориально локализуют и процедурно конкретизируют порядок применения тех законодательных полномочий, которые официально переданы Гагаузии согласно указанному специальному органическому закону Республики Молдова, который в свою очередь, согласно первому предложению пункта (f) статьи 18 указанного Заключения Венецианской комиссии вместе с Конституцией Республики Молдова составляют «…конституционную основу…» Республики Молдова.
Следовательно, судебные инстанции Республики Молдова могут проверять законы Гагаузии и постановления Народного Собрания Гагаузии, принятые в рамках и в развитии указанного специального органического закона Республики Молдова № 344-ХIII от 23 декабря 1994 года – только лишь на их конституционность, но никак не на их законность.
Народное Собрание Гагаузии вынуждено констатировать, что в нарушение вышеуказанных положений органы Правительства Республики Молдова и судебные инстанции общей юрисдикции Республики Молдова рассматривают законы и постановления, принятые Народным Собранием Гагаузии, как правовые акты, относящиеся к административной юрисдикции и, как следствие, судебные инстанции общей юрисдикции принимают к рассмотрению все запросы на проверку законности от правительственных органов по всем видам правовых актов, принятых Народным Собранием Гагаузии.
Тем самым судебные инстанции общей юрисдикции (административные суды) Республики Молдова при вынесении каких-либо решений по данным вопросам выходят за пределы своих прав и полномочий, поскольку проверка законности и отмена норм законов, принятых Народным Собранием Гагаузии, не входит в компетенцию административных судов Республики Молдова.
Статья 2 закона Республики Молдова № 793 от 10 февраля 2000г. «Об административном суде», с последующими изменениями, определяет, что судьи административных судов уполномочены законом осуществлять судебную проверку законности административных актов, издаваемых органами публичной власти в связи с организацией исполнения и исполнением закона, а также с управлением публичными делами.
Данной статьей определено, что административный акт – это одностороннее юридическое выражение воли нормативного или индивидуального характера органа публичной власти в связи с организацией исполнения или исполнением закона, но никак не рассмотрением и принятием самого закона.
Часть (2) статьи 12 закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» чётко определяет, что в компетенцию Народного Собрания Гагаузии входит принятие местных законов, обязательных к исполнению на всей территории Гагаузии, которые по определению не могут являться административными актами. В контексте указанного закона, к компетенции судебных инстанций общей юрисдикции Республики Молдова (административных судов) для осуществления судебной проверки их законности в контексте рассматриваемого вопроса относятся только постановления и решения, изданные публичными органами власти и управления АТО Гагаузия в связи с организацией и исполнением принятых Народным Собранием Гагаузии законов и постановлений, а не сами нормы указанных законов.
В соответствии с частью (4) статьи 13 закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» принятые Народным Собранием Гагаузии законы и постановления в 10-дневный срок со дня принятия направляются для сведения Парламенту и Правительству Республики Молдова, которые могут оспорить их, если они противоречат Конституции Республики Молдова и закону Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)».
Кроме того, в соответствии со статьёй 2 постановления Парламента Республики Молдова № 345-XIII от 23 декабря 1994 года «О введении в действие закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» Правительству Республики Молдова предписывалось в месячный срок со дня опубликования указанного закона представить Парламенту предложения о приведении действующего законодательства в соответствии с указанным законом, а также привести свои нормативные акты в соответствии с названным законом и обеспечить пересмотр и отмену министерствами и ведомствами их нормативных актов, противоречащих указанному закону.
Таким образом, после вступления в силу закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» все принимаемые в дальнейшем законы и нормативные акты органов власти и управления Республики Молдова не должны противоречить нормам закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», единственному органическому закону страны, который принимается и в который могут быть внесены изменения и дополнения, в отличие от всех остальных органических и ординарных законов, только не менее чем 3/5 голосов избранных депутатов Парламента Молдовы.
Такие же выводы, как отмечалось выше, изложены в пунктах d), e) и f) статьи 18 Заключения (Мнения) Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) «Мнение по праву на изменения и дополнения Конституции Республики Молдова в части, касающейся статуса Гагаузии» №191/2001 от 21 августа 2002 года, в которых отмечается, что Конституция Молдовы и специальные органические законы представляют собой конституционную основу, которая определяет развитие всех других норм – не должно быть закона или другого нормативного акта, противоречащего положениям Конституции и специального органического закона; органические и ординарные законы могут быть применены в Гагаузии, если они не противоречат Конституции и положениям специального закона о статусе Гагаузии.
Исходя из вышеизложенного Народное Собрание Гагаузии принимает настоящее Постановление:
1. Определить, что проверка законности (конституционности) законов и постановлений, принятых Народным Собранием Гагаузии, относится к конституционной, а не общей юрисдикции судебных инстанций Республики Молдова и не может рассматриваться судами общей юрисдикции.
2. Осудить порочную практику органов Правительства и судебных инстанций общей юрисдикции Республики Молдова, рассматривающих законы и постановления, принятые Народным Собранием Гагаузии как правовые акты, относящиеся к административной юрисдикции, и принимающих к рассмотрению все запросы на проверку законности от правительственных органов по всем видам правовых актов, принятых Народным Собранием Гагаузии.
3. Признать, что используемая представителями Правительства и судебными инстанциями общей юрисдикции Республики Молдова практика отмены законов и постановлений, принимаемых Народным Собранием Гагаузии, нарушает положения статьи 111 и части (1) статьи 134 Конституции Республики Молдова, а также сложившуюся международную практику прецедентного права в конституционной юстиции и направлена на ущемление и ликвидацию прав и полномочий АТО Гагаузия (Гагауз Ери).
4. Установить, что впредь на территории АТО Гагаузия подлежат исполнению только те решения судебных инстанций Республики Молдова в отношении проверки законности принятых Народным Собранием Гагаузии законов и иных нормативных актов, которые вынесены судебными инстанциями, обладающими на то соответствующими полномочиями и компетенцией.
5. Считать все направленные в адрес Народного Собрания Гагаузии, Государственной канцелярией Республики Молдова «представления о незаконности», противоправными и антиконституционными, и не подлежащими рассмотрению как нарушающими права и полномочия Гагаузии, определенные Конституцией Республики Молдова и законом «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)».
6. Рекомендовать Правительству Республики Молдова впредь все спорные вопросы, вытекающие из прав и полномочий Народного Собрания Гагаузии, направлять для рассмотрения в совместную рабочую группу депутатов Парламента Республики Молдова и Народного Собрания Гагаузии, а затем, в случае не достижения согласия, - в Конституционный суд Республики Молдова.
7. Обратиться к Парламенту Республики Молдова с призывом проявить добрую волю и осознание необходимости неукоснительного соблюдения всеми органами власти и управления Республики Молдова положений норм закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» как одной из основ важнейших составляющих законодательства Республики Молдова в деле сохранения и укрепления целостности государства, и пресечь практику рассмотрения и отмены судами общей юрисдикции страны местных законов и иных нормативных актов, принимаемых Народным Собранием Гагаузии в рамках её исключительных прав и полномочий.
8. Обратиться к дипломатическому корпусу и международным организациям, миссиям Европейского Союза и Совета Европы, ОБСЕ, Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, аккредитованным в Республике Молдова, Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) с призывом оказать содействие в вопросах неукоснительного соблюдения властями Республики Молдова взятых на себя высоких международно-правовых обязательств в деле исполнения Рекомендаций (Мнений) Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской Комиссии), СЕ, ОБСЕ и КМРВСЕ в вопросах соблюдения и реализации прав и полномочий гагаузской территориальной автономии в составе Республики Молдова.
9. Президиуму Народного Собрания Гагаузии, в случае продолжения игнорирования центральными органами власти и управления Республики Молдова указанных прав и полномочий АТО Гагаузия, созвать съезд депутатов всех уровней Гагаузии в сентябре 2016 года и обсудить вопрос о целесообразности участия АТО Гагаузия в предстоящих выборах Республики Молдова.
10. Президиуму Народного Собрания Гагаузии организовать в сентябре-октябре 2016 года международную конференцию на тему: «Проверка законности (конституционности) Законов Гагаузии и постановлений Народного Собрании Гагаузии относится к конституционной или н общей юрисдикции?».
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня принятия.

Председатель Народного
Собрания Гагаузии Д.Г.Константинов


Дата публикации: Пт 12 Авг 2016

Европа: Баварская государственная библиотека сохранит архив DNIESTER

Германские исследователи смогут лучше изучить ситуацию в Восточной Европе.

Приднестровье: Медленное умирание Приднестровья

Экономические трудности и отсутствие перспектив.

Молдова: В Кишиневе обсудили менеджмент молдо-украинской границы

Речь идет о территориях, находящихся в Приднестровье, и погранпостах на украинской стороне.

Молдова: Молдавии дадут многомиллионный транш для аграриев

Сельское хозяйство поддержат зарубежные спонсоры.

Украина: СБУ сообщила о задержании Валерия Гратова

По данным спецслужб Украины, он намеревался занять пост в МГБ ПМР.

© Аналитический Центр «DNIESTER», 2017.
© РИА «Днестр», 2009-2016.
© Программирование и дизайн: «DNIESTER», 2009.

Email: dniester.post@gmail.com
Поиск на dniester.ru
О проекте РИА «Днестр» 2009-2016.
Архив РИА «Днестр» за 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009.
Архив материалов РИА «Днестр» на иностранных языках 2009-2016.