Смирнов: Целью переговоров является окончательная нормализация отношений с Республикой Молдова

top_parlament_pmr.jpg

Выступление Президента ПМР Игоря Смирнова на встрече с делегацией стран-гарантов, посредников и наблюдателей.

Уважаемые господа!

От имени руководства Приднестровской Молдавской Республики приветствую столь представительную делегацию. Это третий такой визит, начиная с 2008 года, и я отмечаю эффективность и важность таких встреч в процессе нормализации двусторонних отношений между Молдовой и Приднестровьем.

Перед тем, как представить членов приднестровской делегации, хочу поздравить наших российских коллег с отмечавшимся вчера государственным праздником – Днем народного единства. Для нас, приднестровцев, этот праздник исполнен глубокого смысла, поскольку свое будущее мы также видим в единстве с российским народом.

В составе приднестровской делегации – руководители всех экспертных групп от Приднестровской Молдавской Республики, а также министр иностранных дел и сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья. Если у вас возникнут вопросы по тем или иным отраслевым вопросам, они будут готовы предоставить вам всю необходимую информацию.

Хотел бы дать общую характеристику текущей ситуации вокруг молдо-приднестровского урегулирования. Как вам известно, 22 сентября в Москве нами было принято сложное, но взвешенное решение относительно возобновления официальной работы "Постоянного Совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию", известного также как формат "5+2", где "пятерка" – это стороны, посредники и гаранты, а "двойка" – это наблюдатели. Напоминаю об этом не потому, что хочу кому-то давать оценки, а для четкого понимания, какого именно формата работу мы возобновили. "5+2" – это один из форматов, способствующих урегулированию, но ни в коей мере не подменяющий переговорный процесс.

Для нас весьма важна возможность результативного диалога на всех уровнях, в первую очередь на уровне юридически и политически обязательных решений, которые могут приниматься главами государств и правительств. На данный момент в Республике Молдова не избран президент, а правительство как самостоятельный орган в Приднестровье будет сформировано в январе. И все же это не дает нам оснований для приостановки нашей работы и уклонения от выполнения обязанностей по решению повседневных проблем наших граждан.

В связи с этим прошу Вас, уважаемый господин Чекуолис, как главу делегации посредников и наблюдателей передать моё обращение как главы Кабинета Министров Приднестровской Молдавской Республики господину Филату, премьер-министру Республики Молдова. Полагаю, что в интересах наших обоих государств – и Молдовы, и Приднестровья, – чтобы результаты рассмотрения этого обращения были более результативны, чем предыдущего, переданного в Вене в апреле с.г.

Позвольте остановиться на следующих аспектах. Мы готовы к проведению официальной встречи до конца текущего года, если быть более точным – до начала декабря. Для этого, естественно, должна быть выработана содержательная повестка дня данной встречи, основой которой мог бы стать вопрос о принципах и процедурах работы "Постоянного совещания...".

Мне доложили о том, что главой миссии ОБСЕ господином Ремлером представлены соображения по данному вопросу, знаю также, что и другие участники планируют представить свои соображения. Приднестровская сторона предлагает вам внимательно изучить наши наработки по данному вопросу.

Для нас определяющими являются следующие правила ведения диалога.

Прежде всего, это равноправие сторон конфликта. Не абстрактное "равноправие за столом переговоров", а юридическое и фактическое равноправие двух международно-признанных сторон конфликта с абсолютно одинаковым статусом и международной правосубъектностью.

Далее – выполнение ранее достигнутых договоренностей. Мы не можем работать "на корзину" и игнорировать предыдущий опыт, тем более что он в значительной степени содержит эффективные решения существующих проблем.

Приднестровская сторона будет и в дальнейшем выполнять согласованные решения. Считаем, однако, неприемлемой ситуацию, когда Кишинев до сих пор пытается ссылаться на свое внутреннее законодательство и игнорирует достигнутые соглашения.

Присутствующий здесь генерал Красносельский может многое рассказать о том, как в течение этого года по запросам Молдовы задержано и передано правоохранительным органам Молдовы 90 преступников, в то время как нашим органам милиции не передано ни одного разыскиваемого, которые, господа дипломаты, теперь могут находиться и в ваших странах.

Очень важны гарантии выполнения достигнутых и будущих соглашений. Только эффективная система гарантий способна обеспечить реальную полезность принимаемых решений для населения.

Кроме того, урегулирование отношений между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой может быть достигнуто только мирными политическими средствами, исключающими также применение любых иных мер давления, включая экономическое, информационное и так далее. Думаю, что в Кишиневе отдают себе отчет в том, какие последствия могут иметь провокационные действия в зоне безопасности, на чем я еще остановлюсь.
Все перечисленные выше правила являются основой для переговоров в любых форматах, в т.ч. для "Постоянного совещания..." и связанных с его деятельностью процедурных аспектов.

Вместе с тем, мы не можем игнорировать те негативные тенденции, которые наметились в последнее время. Об этом говорит и хроника развития событий. Так, с начала октября молдовская сторона прекратила выдачу разрешений на нерегулярные перевозки для приднестровского автомобильного транспорта. Продолжается административное преследование граждан ПМР, имеющих также российское и украинское гражданство, в Молдове.

Мы не собираемся мириться с нарушениями прав наших граждан и будем принимать все меры для их восстановления и защиты. Надеемся на содействие уважаемых посредников и наблюдателей, в особенности гарантов, граждане которых более всего страдают от произвола молдовских властей.

Хочу также вручить вам памятную записку с более подробным изложением вопроса о нарушении прав граждан Приднестровья молдовскими властями, которую я ранее передал Верховному Комиссару ООН по правам человека.

Полагаю также, что для решения вопроса о дате и месте встречи крайне важен консенсус наших посредников, которые, в соответствии с практикой работы формата "5+2", направляют сторонам совместное приглашение.

Несмотря на то, что эта тематика активно обсуждается Объединенной контрольной комиссией, хотел бы вновь обратить внимание на недопустимость дестабилизации ситуации в зоне безопасности. Если кому-то хочется политизировать вопросы поддержания мира в угоду личным амбициям и добиться трансформации миротворческой операции любым путем, то приднестровская сторона будет всегда решительно этому противодействовать.

Мы предупреждали всех коллег по ОКК о том, чем может закончиться строительство дороги у с. Погребя и какие действия мы должны будем предпринять для защиты прав наших граждан и их экономических интересов. Нас не слышали или не хотели слышать. Возникает вопрос, почему односторонние действия Кишинева, направленные на дестабилизацию обстановки в зоне безопасности, никто не замечал, а вполне оправданные шаги приднестровской стороны по защите прав и законных интересов своих граждан вызвали такой резонанс?

Вызывает обеспокоенность ситуация, когда стороны вплотную подходят к компромиссу, отрабатывают уже его технические детали, но потом кто-то вспоминает о визите делегации посредников и наблюдателей, и позиция Молдовы возвращается на исходную точку. Отсюда вывод: Молдова очень хочет возложить на ОКК не свойственные ей функции с тем, чтобы показать неэффективность ее работы. Напомню норму Соглашения 1992 года: вопросы хозяйственной и административной юрисдикции не входят в компетенцию ОКК, это дело органов власти сторон.

Следующий аспект. Как вам известно, в Приднестровской Молдавской Республике разработан и внесен на рассмотрение парламента проект закона о целях и принципах переговорного процесса с Республикой Молдова.

Заверяю вас в том, что он не создает никаких препятствий для переговоров. Его основная задача – обеспечить преемственность приднестровской позиции, в чем заинтересованы все международные партнеры, и ее внутриправовые основы вне зависимости от того, кто будет вести переговоры.
И последнее. В процессе переговоров, очевидно, встанет вопрос и об окончательной модели урегулирования. Не должно быть иллюзий: опираясь на решения референдума 2006 года о независимости нашего государства, приднестровская сторона не ведет и не имеет права вести переговоры о некоем "статусе" в рамках соседнего государства – Республики Молдова.

Целью переговоров является окончательная нормализация отношений с Республикой Молдова, основанная на принципах добрососедства, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга. Все необходимые элементы таких взаимоотношений закреплены в проектах, разработанных приднестровской стороной и переданных молдовской стороне на высшем уровне: Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой, документе об основных элементах реализации принципа неприменения силы и иных форм давления в молдо-приднестровском урегулировании, Соглашении об основах системы гарантий в молдо-приднестровском урегулировании.

Прочными являются только те решения, которые принимаются самим народом, а не навязываются ему извне.

Уважаемые господа! Еще раз выражаю вам признательность за ваше внимание к проблематике молдо-приднестровского урегулирования. Особую благодарность – господину Ремлеру и нашим литовским коллегам, с которыми мы, конечно, еще будем работать.

Спасибо за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.


Дата публикации: Ср 9 Ноя 2011

© «DNIESTER», 2009-2017.
© РИА «Днестр», 2009-2017.
© Программирование и дизайн: «DNIESTER», 2009.

Поиск на dniester.ru
О проекте РИА «Днестр» 2009-2017.
Архив РИА «Днестр» за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009.
Архив материалов РИА «Днестр» на иностранных языках 2009-2017.