Госконтроль как угроза для Приднестровья

live_money_3.jpg

Государственный контроль над промышленностью был нужен, когда она была государственной.

Инициативу властей Приднестровья по созданию "Межведомственной комиссии по выработке мер госконтроля за эффективностью работы промышленных предприятий" комментирует директор Аналитического бюро "Consulting Mobile" Роман Коноплев:

Думаю, данная новость будет с недоумением воспринята не только нынешними владельцами предприятий, но и любым молодым специалистом, изучавшим в ВУЗе экономические дисциплины.

Госконтроль - это пагубный путь, который будет иметь самые негативные последствия для региональной экономики - это угроза каким бы то ни было, даже минимальным инвестициям. Это очень плохие новости для населения Приднестровья - от таких новостей попахивает "совдепом" и тотальной коррупцией, в современном мире такого рода инициативы влекут высокие риски - и имиджевые, и финансовые, и прочие. Контроль над ММЗ, Молдавской ГРЭС и другими промышленными предприятиями Приднестровья был очень нужен, когда они находились в собственности государства, когда ими руководил госменеджмент.

В то время госслужащие могли компетентным контролем превратить эти предприятия в высоко прибыльные, чтобы в госказну поступали не просто налоги, а значительная часть прибыли, которая сегодня достаётся нынешним собственникам. Но добросовестно контролировать эти предприятия у государства не нашлось ни желания, ни квалифицированных специалистов.

Тогда, как мы помним, ситуация складывалась из рук вон плохо. Госслужащие, в том числе и "красные директора", дружно пилили промышленный потенциал ПМР.

В те времена государство обязано было контролировать своих служащих в ранге директоров, главбухов и прочих руководителей советского образца, чтобы они меньше воровали. Однако тем, кто живет в городах рядом с этими предприятиями хорошо известно, как работали эти управленцы, как они выводили с предприятий миллионы долларов на контрактах, играя с ценой в свою пользу на стороне партнёров.

Фактически, эти предприятия были госсобственностью, и контроль за этими потоками наличности, исчезающей в направлении дальних стран, приносил "контролёрам", вероятно, весьма нешуточные прибыли. Как мы помним, никакой "контроль" проблемы предприятий ПМР в конце девяностых не решил - их пришлось продать.

Контроль вообще всегда почему-то выгоден для "контролёров" - к примеру, в России это понимают, и президент РФ Медведев пытается как-то воздействовать на эти "контролёрские" инициативы. Там, по последним новостям, даже техосмотр автотранспорта планируют отменить, поскольку ничего кроме коррупции он из себя не представляет.

Я серьезно сомневаюсь, что данная инициатива по контролю промышленных предприятий ПМР госслужащими вообще теоретически может представлять из себя что-либо иное, кроме коррупции. Ну, быть может ещё рейдерство... Или может быть вымогательство на какие-либо сомнительные нужды в пользу неких политических инициатив? Неужели кто-либо всерьёз предполагает, что квалификация членов правительства ПМР выше, чем квалификация менеджеров российских корпораций, таких, как, к примеру, "Интер РАО"?

В то же время в ПМР мы наблюдаем сюрреалистическую картину, отдельно можно отметить фамилии лиц, вошедших в эту так называемую комиссию. Некоторые из этих фамилий фигурировали в скандалах, связанных с приватизацией.

С точки зрения современной экономики всё происходящее выглядит как форма государственного рейдерства, уже звучат термины "реприватизация" в отношении российской собственности. Особо удручает, что данные совершенно безграмотные инцициативы сопровождаются бесстыдными пассажами о сохранении и развитии производственного потенциала ПМР.

Во времена управления этим самым потенциалом госслужащими ПМР там всё разваливалось, и накануне приватизации говорили, что новые собственники смогут, владея навыками современного менеджмента, привести предприятия в порядок. То есть государство на том, не столь далёком историческом этапе, расписалось в своем бессилии. Сегодня же, оказывается, госслужащие считают себя компетентными что-то "контролировать" и рекомендовать собственникам. Это, во-первых, выглядит нелепо. А во-вторых, такого рода инициативы могут всерьёз испортить отношения с Россией.

Если у государственных органов есть вопросы к российским собственникам предприятий в Приднестровье - они должны быть заданы по существу, прозрачно, а все эти метафоры на тему какого-либо контроля на уровне госкомиссий напоминают, к огромному сожалению, лишь страницы булгаковских произведений про МАССОЛИТ, где чиновники учили писателей писать романы.


Роман Коноплев - приднестровский и российский публицист и политаналитик. С 1978 года проживает в Приднестровье. Окончил Международный институт экономики и права (Москва) и Брянский государственный технический университет. Участвовал в деятельности оппозиционных движений в РФ. Автор доклада "Приднестровье будущего: либеральная экономика, свобода и безопасность".


Дата публикации: Ср 4 Май 2011

© «DNIESTER», 2009-2017.
© РИА «Днестр», 2009-2017.
© Программирование и дизайн: «DNIESTER», 2009.

Поиск на dniester.ru
О проекте РИА «Днестр» 2009-2017.
Архив РИА «Днестр» за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009.
Архив материалов РИА «Днестр» на иностранных языках 2009-2017.